«Гордость происходит, - говорит Аддисон Джозеф, - от недостаточного размышления и незнания самого себя».
Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских людей собственная гордость: на буржуев смотрят свысока».
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» - /Иак.4.6/. Гордый противится Богу: его разум противится истинам Божьим, его воля противится Слову Божьему и не желает читать. Гордость (лат. superbia) - сильное чувство (или желание) самоуважения, удовольствия от собственных успехов или достижений личности.
Она по сути своей очень человечна и ни в ком не вызывает ненависти, даже, наоборот, привлекает, также как и его страждующая душа привлекает всех – современников-читателей.
Самолюбивый человек, который играет Бога. Дьявол сказал, что будете как боги. И человек тоже старается прославлять себя. Он задается вопросом, как я буду выглядеть в таком-то случае... Для «нарцисса» это много значит. Весь мир вращается вокруг него. И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. «Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих» - /Сир.10.7/. «Гордость — это своего рода презрение ко всем другим, - говорит Теофраст, - кроме самого себя». «Но человек, но гордый человек, что облечен минутным, кратковременным величьем и, так в себе уверен, что не помнит, что хрупок, как стекло, - он перед небом кривляется, как злая обезьяна, и так, что плачут ангелы над ним…» - /Уильям Шекспир/.
Все что происходит плохого вокруг «нарцисса» - это всегда чья-то вина. Он хочет контролировать все вокруг себя. Это пастырь деспот. Это человек настроения. Окружающие люди никогда не могут его сделать довольным. Он живет в своем мире. Считает, что он великолепный во всем. Зачем же ему еще учиться у вас? Он может взять истину и повернуть так, что она подходит к нему. Окружающие его люди живут с ним и постепенно сходят с ума... Есть среди «нарциссов» те, кто самоутверждается, разрушая все вокруг себя. Он постоянно жалеет только себя. Он может причинять боль другим и совсем не чувствовать этого. Это Каин. Он убивает Авеля и потом уходит и жалеет сам себя. «Нарцисс» может ударить вас в спину, оставить на обочине и уйти, жалея себя. Он судит разных людей по разным правилам. Саул изгнал волшебниц из страны. Но оказавшись, в беде сам пошел к волшебнице. Он не захотел жить по правилам, которые сам установил.
Вся жизнь нарцисса - иллюзия. Все предметы его гордости - это внешние атрибуты славы, богатства, успеха. «Ибо всё, что в мире: …гордость житейская, не есть от Отца, (Бога) но от мира (сего) - /1Иоан.2.16/, суетный ум жаждет величия, роскоши и блеска тщеславной жизни; это честолюбие, жажда почестей и одобрений. В частности это болезнь уха, требующая лести, восхищения и похвал.
«Гордость людей низких состоит в том, - говорит Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ), - чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших - чтобы вовсе о себе не говорить». Так вот, оказывается, человек-нарцисс - это эгоцентрик, который не видит никого и ничего и только и занят восхвалением себя. Люди представляют что нарцисс - это человек, рассматривающий себя в зеркале, считающий себя неотразимым и великим во всех отношениях. Слово «нарцисс» происходит от человека, который в древности увидел себя в отражении воды и полюбил себя. Ему так понравилось собственное отображение, что он бросился в воду и утонул.
Нарциссизм - черты характера, связанные с самовлюбленностью, эгоизмом и завышенной самооценкой, — считают болезнью нашего времени. Его формированию способствуют мода на успех и достижения, стремление к лидерству, индивидуализм. Приходят нарциссы и в Церковь. Многие мужчины-нарциссы скрывают свою основную проблему взаимоотношений за блестящей внешностью. По натуре они могут быть борцами и победителями. Они часто хорошо справляются с проблемами социума. Поскольку они стремятся к власти, деньгам, престижу, многие из них добиваются больших успехов. Однако за их лощеной внешностью прячется личность мелкая и не способная на какие-либо отношения с другими, разве что - самые ограниченные.
Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый, так называемый влюблённый в себя «христианин» дерзает ставить себя судьей веры и Церкви и говорит: «Я этому не верю и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным». Еще гордость в вере обнаруживает себя похвальбою во мнимом знании всего, тогда как весьма мало знает или совсем слеп душевными очами. «Этих проповедей не стоит читать - говорит, - в них все одно и то же, что уже известно мне, пастырю моей церкви». Великая степень гордыни человеческой обнаруживается в том, что простой смертный дерзает сравнивать себя со святыми Божиими и не видит их великих и дивных совершенств, в то время как Сам Бог увенчал и прославил своих святых.
Главный герой романа М.Лермонтова: «Герой нашего времени» Григорий Печорин ведёт себя высокомерно по отношению к людям, демонстрируя своё превосходство над ними. «Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость (насилие) как наряд, одевает их» - /Пс.72.6/. Иногда его поступки имеют основание, ведь он видит пошлость, убожество высшего света. Однако гордость по отношению к близким, любящим его людям приносит столько страданий окружающим. Вспомним, как он обидел Максима Максимовича, искренне любящего его, как отнёсся к Бэле, лишив её семьи, дома, близких, сколько страданий принёс Мэри. Себя, свои интересы он ставит выше всего. Он, в сущности, был одинок. «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь, только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Трагедия героя в том, что он всё прекрасно осознаёт, что несёт людям несчастье. Печорин не понимает, почему его любят женщины, «неужели зло так привлекательно?..». Герой не может преодолеть свою гордость, изменить себя.
Образ героя противоречив, как и противоречив пастырь в церкви: сегодня говорит одно, а завтра идёт на компромисс. В нём привлекает его смелость, решительность, ум, прямота. Однако эгоизм, гордыня, высокомерие, цинизм, даже безнравственность в некоторых случаях никак не могут быть приняты и оправданы в нём. Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым. Только близость к людям, стремление жить общими с ними заботами, патриотизм, единение с народом в минуты опасности — всё это наполняет жизнь смыслом: «Главное дело жизни есть совершенствование. А какое же возможно совершенствование, когда человек, как всякий гордец, вполне доволен собой, себялюбие есть начинающая распустившаяся гордость». К такому выводу приходишь, читая роман Л.Толстого.
Чувство гордости трудно охарактеризовать одним словом, оно неустранимо связано с такими порочными качествами, как надменность, высокомерие, кичливость, спесивость, самоуверенность. Чтобы с помощью Божьей яснее понять это опасное чувство, попытаемся разложить его на составляющие. Гордости присущ дух соперничества, в то время как Слово Божье призывает: «Ничего не делайте... по тщеславию...» греч. перевод - «по соперничеству» -/Фил.2.3/. Питательной средой для духа соперничества служит непреодолимое желание превзойти другого в чём бы то ни было или чем бы то ни было. У друга - миллион, большая церковь у меня будет больше! Он быстрый, я непременно опережу его. Он красивый, я всё сделаю, чтобы выглядеть превосходный - сильный, я превозмогу его, если не в силе, то в ловкости. Музыкантам и хористам хорошо известно это качество. Кто-то сыграл или спел хорошо, завтра другой старается приложить все силы сыграть и спеть, как он, или, что предпочтительнее, вообще затмить ближнего, - «убрать с места». Дух соперничества - это побеги презренной гордости. После проповеди в общине, пожелали посоветоваться с проповедником: «Мы записали вашу проповедь, не возражаете, если распространим её на дисках?» Дьявол тут же пронзил гордой мыслью: «Значит, неплохо сказал...» Бог дал разумение, не медля вынуть из сердца эту коварно брошенную стрелу: «Пусть это слово послужит для славы Божьей, а я - раб ничего не стоящий». Проверим себя, не преследует ли нас постоянная забота: «Я хуже или лучше других?» Это не что иное, как ростки гордости. И если кому-либо совесть подсказывает, что он наполнен духом соперничества (а это чувство может присутствовать, к сожалению, даже в служении), склоним перед Богом голову и сердце и в сокрушении попросим милости искоренить это греховное проявление из нашего естества. Вторая составляющая гордости - самолюбие. Люди мира сего считают это чувство позитивным и усиленно культивируют его. В их понимании человек без чувства собственного достоинства - отребья земли. В церкви же самолюбие не приветствуется, к нему относятся негативно. Самолюбивые живут по произволу собственного сердца и думают, что будут счастливы: «я буду счастлив, не смотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего» - /Втор.29.19/.
Болезненно самолюбивый Аман не считал достойным уважения никого, кроме себя: «кому другому захочет царь оказать почесть, кроме меня» - /Есф.6.6/. «Гордость нередко бывает – говорит М. Жанлис, - препятствием к истинному величию». Противник истине и добру порок лишил его здравого рассудка, он не мог верно, взвесить и оценить происходящее вокруг. «Слишком уж он чрезмерно гордился своим недосягаемым, как ему казалось, для простых смертных мастерством читать в чужих душах» - /В. М. Кожевников, «Щит и меч»/. А как гордятся пастыря, как Аман.
За день до своей трагической смерти Аман созвал друзей и чрезмерно гордился перед ними своим богатством, сыновьями, не сомневаясь, что царь возвеличит его и вознесёт над князьями ещё более. «Да и царица Есфирь никого не позвала с царем на пир... кроме меня...» - тешил своё «я» Аман /Есф.5.12/. Роковая ошибка! Не для этой цели он был приглашён Есфирью в царский дворец. Знаем ли мы, сколько в нас самолюбия? Дух соперничества, как уже отмечалось,- только начало, только подступы к гордости. А самолюбие - вторая, приближающая к падению ступенька. «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» - /Прит.16.18.19/.
Проявляется она в наших собраниях подчас довольно наглядно: «Ты сел на моё место! Встань!» «Почему ты не подаёшь мне руки для приветствия?..» Иногда очень трудно убедить христианина унизиться, ради мира взять на себя большую часть вины. Не может он это сделать, самолюбие не позволяет. «Чрезмерная гордость - говорит Иван Тургенев, - вывеска ничтожной души». Христос возлюбил грешников до смерти, и смерти крестной. Он отдал всё Своё, а на Себя взял наши немощи, тяжкие грехи и беззакония и вместо предлежащей Ему радости претерпел крест. Паче всякого человека был обезображен Его лик - и это всё ради нашего спасения. Необходимо и нам, забыв о себе, до смерти возлюбить ближних и без сожаления расточать ради них себя и всё своё. Третья грозная и, думаю, самая опасная составляющая гордости – нарцисс самолюбование собою. Опасное, потому что скрытое. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди...» - /Лук.18.10-11/. «Молился» и «любовался собой» - существует и такая разновидность гордости. Фарисей перечислил многое из своей показной добродетели и в то же время вслух не произнёс ни слова. Он молился «сам в себе». Ничего худого из его уст никто не слышал. Один Бог видел его внутреннее самолюбование. Разве оно не опасно? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые...» /Лук.11.44/. «Горе вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» - /Мат.23.27-28/.
«Я не таков, как прочие люди, я превосходней!» - вот оно тайное самолюбование нарцисса с перечислением несуществующих достоинств. Тогда как на деле любующийся собой подвержен внутреннему гнилостному процессу, так что от него исходит смердящий запах разложения. Если бы такой человек открыто заявил: «Я возмущён недолжным ко мне отношением!», его тут же обличили, и были правы. Но любующийся собой ничего не произносит вслух, ничего не требует. Он растлевает себя гордой мыслью: «Я достоин большего уважения, потому что много тружусь для церкви, помогаю бедным, принимаю участие в служении...». Такие люди хорошо знают, как подать себя в обществе, в семье, в церкви, поэтому, рассуждая об их поведении, ни служители, ни друзья, ни домашние не проявляют тревоги - внешне всё обстоит нормально. А то, что происходит в сердце такого человека,- никто не знает, любование и довольство собой, как нарцисс своим отражением в воде он не спешит открыть. Готовы ли мы исповедать этот грех? Готовы ли просить у Господа милости открыть нам, что самолюбование - грех? Как притаившийся в засаде хищник, он подстерегает каждого, хотя наш добрый Пастыреначальник всегда учит видеть его. Слыша похвалу в свой адрес, можно поймать себя на мысли, что плоти это нравится. Но дьяволу не должно давать места в сердце /Еф.4.27/ и следует сразу прибегать к защите Крови Иисуса Христа.
Четвёртая составляющая гордости - тщеславие. Другими словами: суетная слава, честолюбие. Тщеславие ещё называют хвастливой гордостью. Внимательный человек заметит, пожалуй, что тщеславный не в себе тщеславится. Он зависим от людей. Ему нужны почитатели его таланта. Сегодня его признали, ему аплодировали, завтра он будет изощряться удивить праздную толпу еще усердней. К сожалению, и христиане могут тщеславиться «по своей надменности», то есть из-за пренебрежительного отношения к ближним. Тщеславный человек считает себя превосходный других. А «всякое такое тщеславие есть зло» /Иак.4.16/. Нам совершенно нечем хвалиться. «Вся праведность наша - как запачканная одежда...»- /Ис.64.6/. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию,- призывал Апостол Павел,- но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» /Фил.2.3/. Поэтому «не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать»- /Гал.5.26/. Чёрная дьявольская гордость - пятая составляющая греха, которой противится Сам Бог. Херувим осеняющий был ближе всех к Богу до тех пор, пока в нём не нашлась гордость. Она-то и сделала его нарциссом.
И не извне злой дух подвергся искушению, как Ева, а по своему личному желанию. В его сердце зародилась губительная мысль: «Буду подобен Всевышнему» /Ис.14.14/. Поэтому гордыня его низвержена в преисподнюю. «Взойду на высоты... - планировал губитель своё преступление,- сяду на горе в сонме богов...» Увы... Носитель Божьей славы, ближайшее к Богу существо, знал, что Бог всемогущий, вездесущий, всесильный, что против Него невозможно сделать ничего,- и всё же пренебрёг этим. В безумной гордыне он ни во что поставил Всевышнего, и именно эта запредельная гордыня сделала осеняющего херувима - дьяволом, Божьим противником. Проверим себя, не случалось ли кому из нас в бездонном огорчении вспыхнуть гневом: «Кто они, эти святые в церкви, чтобы я обращал внимание на их увещания?! Как они посмели унизить меня? Они для меня никто! Никогда я не послушаю ни служителей, ни обличителей!» А ведь есть такие формальные верующие, которые не только так думают, но и, не смущаясь, произносят подобные дерзкие слова - вот она дьявольская гордость. Кажется, сам враг душ человеческих говорит устами подобных грешников. В своей дерзости они опускаются уже сейчас до уровня ада. Гордым может быть сердце, взгляд, голос, походка и - наш язык. Он, по словам Писания,- неудержимое зло, исполнен смертоносного яда. Он воспаляет круг жизни, будучи воспаляем от геенны /Иак.3.8-6/. Однако прежде чем надменное, презрительно-гордое слово сорвётся с неукротимого языка, оно сначала совьёт уютное гнездо в мыслях, потому что его впустили без опасений, вместо того чтобы тотчас изгнать. В мыслях оно пригреется, вырастет и созреет. Там и нальётся до краёв смертоносным ядом. Чресла ума нашего должны быть препоясаны, но дьяволу удалось обмануть нас: мы приняли его гордые нечистые мысли и сердце наше осквернилось. Поскольку верующие постоянно ведут борьбу против греха /Гал.5.17/, Апостол Павел наставляет: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» - /Рим.6.12/. Над нами есть Божье владычество, и благослови нас, Господь, покоряться святым заповедям и наблюдать за собой /2Иоан.8; Гал.6.1/, чтобы день и час восхищения Церкви не постиг нас внезапно. Да озарит Господь Своим небесным светом каждый уголок нашего сердца, и, если где - либо обнаружим гордость, поспешим спасаться бегством от этого опаснейшего греха. Бегите от греха и будете победителями. Удаляющийся от греха презрен этим миром, а Бог причисляет такого человека к победителям. Восхищение совершится моментально, во мгновение ока, значит в одну двадцатитысячную долю секунды. Исправить что-то в микро - малое время, попросить прощение не успеешь. И придётся тогда испытать все ужасы великой скорби, а этого никому не пожелаешь. Обратимся к Господу в молитве, чтобы Он удалил из нашего сердца ростки гордости, мы ведь «созданы по образу и подобию Божьему» - /Быт.1.26/.
«Однажды вы поймёте, - говорит Аму Мом, - что ваше истинное величие начинается там, где заканчивается ваша гордыня».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии (1662-1714).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Даже малая доза — проблема - Николай Николаевич Преступления, совершенные в состоянии опьянения, рассматриваются как совершенные при отягчающих обстоятельствах.
Написано: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет 5:8).
Сатана использует моменты, когда человек теряет трезвый рассудок для того, чтобы толкать его на различные преступления и грехи.